28.08.2019

Игры на кухне: да или нет?

Чем занимаются практически все мамы, придя с работы домой? Правильно: идут на кухню! Ведь вечер – это время домашних хлопот. А ведь каждая мама хочет быть идеальной для своего ребёнка. Значит, надо ещё успеть и погулять, и поиграть…Только где же взять силы совершенно усталой маме, мечтающей лишь о том, как добраться до дивана? Да и ребёнок вряд ли будет ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, и она будет готова поиграть с ним.

Не отчаивайтесь! Выход, конечно же, есть. Просто нужно соединить эти процессы (готовка, уборка, занятия и общение с детьми) во времени и пространстве. Ведь кухня — это отличное место, где ребёнок и родители могут повеселиться, доверительно побеседовать и приобрести полезные знания и навыки.

«Вот уж неподходящее место для игр!» — скажут некоторые. Согласны, меры предосторожности необходимы. Защитить ребёнка от ожогов, ударов током, отравлений и ранений об острые или тяжёлые предметы – наша первоочередная задача, решив которую вы получите прекрасный шанс провести время с детьми, совместив приятное с полезным.

Итак, учимся играть…на кухне. Наша подборка вам в помощь.

Эти игры можно организовать на любой кухне, они легко видоизменяются в зависимости от возраста. И кроме того развивают память, мышление, внимание, речь, фантазию, тренируют мелкую моторику, ловкость. Ну и конечно помогают сформировать желание помогать по хозяйству.

  1. Кухня прекрасное место для изучения новых звуков, вкусов и запахов.

а) Отгадай на вкус: ребёнок с закрытыми глазами пробует разные продукты и называет, что съел. Или тренируемся в описании вкуса (кислое, сладкое…)

б) Что так гремит? Для этого в стаканчики от йогурта или непрозрачные баночки нужно насыпать разные крупы. И попробовать угадать, что за звук раздаётся. Кроме этого можно закрыть глаза и угадывать звук: льётся или капает вода, как звенит ложка в пустом стакане и полной чашке, стучит крышка или жужжит миксер.

в) Ароматницы – угадываем запах в закрытых баночках.

  1. Игры на развитие мелкой моторики руки, координации движений

а) Золушка. Вспомните сказку, где героиня перебирала крупу, и предложите тоже сделать своему ребёнку. Главное правило для вас, взрослые, не увлекайтесь мелкой крупой (лучше сортировать семечки, фасоль или макароны) и большим количеством материала.

б) Наведи порядок. Предложите ребёнку подобрать крышки к всевозможным банкам и бутылкам. Тут и логика включится, и знания о размерах и цветах закрепятся!

в) Соломинки. Игра на развитие сосредоточенности и внимания. Бросьте на стол 10-12 соломинок для коктейля. Предложите ребёнку собрать их по 1 штуке так, чтобы не сдвинуть рядом лежащие. Действовать надо осторожно. А потом можно соломинки сосчитать. Или составить из них какой-нибудь предмет: домик, забор, буквы.

г) Что в мешке? В «волшебный мешочек» (добавьте немного таинственности и магии в ваши игры) положите несколько предметов разной формы. Задача ребёнка определить, что же спрятано в мешке, используя лишь тактильные ощущения. Как вариант, приготовьте 2 пакета с одинаковым содержимым. Ребёнок вынимает предмет из одного пакета, называет его, а затем на ощупь находит такой же во втором пакете.

  1. Игры на развитие внимания, памяти и мышления

а) Что изменилось? Разложите на столе несколько предметов: количество зависит от возраста. Начинаем с 3, постепенно увеличивая до 5-7. Ребёнок запоминает, что лежит и в какой последовательности. Затем закрывает глаза, а взрослый в это время убирает 1 предмет или меняет его месторасположение. Пусть ребёнок определит, чего не хватает или что изменилось.

 б) Третий лишний – логическая игра, активизирующая навыки анализа.  Она открывает огромное поле для поиска нестандартных решений и творческого мышления. Можно группировать предметы по форме, цвету, размеру, назначению, вкусу. Главное, чётко обосновать свой ответ.

Например: яблоко, помидор, огурец. Лишним может быть яблоко, т.к. это фрукт, остальное овощи. Или огурец: он продолговатый, остальное круглое. Или помидор – он красный, остальное зелёное.

в) Собери слова. Ищем и называем предметы по определённому признаку: всё красного цвета, или всё квадратное, или сладкое. А может просто «вкусное»!

  1. Игры на развитие речи

а) Откуда это к нам пришло? Игра поможет расширить кругозор не только детям, но и взрослым. Ведь не каждый из нас знает, что такое куркума, халапеньо или где растёт кофе. Расскажите ребёнку историю о происхождении тех или иных продуктов. А потом вместе приготовьте блюдо, используя их.

б) Необычный обед. Игра может включать несколько вариантов.

— готовим только те блюда, в названии которых есть определённый звук. Например: звук [с] – сырники, суп, салат, морс

— готовим блюда, в названии которых определённое количество слогов. Например: 2 слога – ка-ша, ры-ба, паш-тет, лап-ша

— убираем те предметы, в названии которых есть заданный звук. Например: звук [л] – ложки, вилка, салатник, тарелка

в) Одним словом. Закрепляем понятия «сложные слова» и знакомим со способами образования слов (способ сложения)

— Прибор, который режет овощи? – Овощерезка. Рубит мясо? – Мясорубка и т.д.

г) Готовим сок. Учим образовывать прилагательные.

Сок из яблок – яблочный, из слив – сливовый…

  1. Игры на развитие воображения и фантазии

а) Художники. На листе нарисуйте, что хотите. Нанесите кисточкой слой клея в нужные места на картине и сверху посыпьте солью. Остатки стряхните. Можно рисовать и манкой, и даже пшеном или гречкой.

б) Шеф – повар. Позвольте ребёнку самостоятельно по своему усмотрению украсить приготовленные блюда.

в) Тили-тили тесто. Пока мама занята делом, ребёнок может лепить свои шедевры из солёного теста.

г) Подарок Курочке Рябе. Подарите вторую жизнь яичной скорлупе. Ведь это замечательный материал для аппликаций. Надо всего лишь раскрошить её на кусочки, нанести на лист слой пластилина и создать свою неповторимую картину.

Итак, подведём итоги. Что же дают нам совместные игры на кухне?

1) расширяем кругозор и даём понимание, что увлекательной может быть любая работа;

2) через игру развиваем познавательные процессы и даём возможность почувствовать свою причастность к настоящему взрослому делу;

3) делаем сам процесс обучения практичным;

4) становимся ближе и интереснее друг другу.

А значит, играйте и не забывайте хвалить ребёнка!
Воспитатель группы «Симпатяшки», Кобзарь Ольга Александровна.