22.06.2015

Семья формирует самооценку ребенка. Консультация практического психолога.

«…Если мы хотим изменить мир,
нужно изменить семью…»

В. Сатир

Самооценка для ребенка — это та значимость, которой он наделяет себя в целом и за свои отдельные качества — особенности поведения, действия, личностные проявления. Она существенно влияет на развитие личности ребенка, его взаимоотношения с окружающими, создает основу для восприятия им своих успехов-неудач, формирования самоуважения.

Развитие самооценки ребенка, правильного ориентирования в своих возможностях, умениях и силах в большой степени зависит от оценок, которые даются ребенку от других людей.Наиболее авторитетными ребенок-дошкольник считает своих родителей. Семья играет огромное значение в развитии самооценки ребенка и формировании его личности.

Предмет данной консультации — типы воспитания ребенка как фактор становления самооценки ребенка. Проследим эту зависимость в измерении «причина-следствие». Прежде всего рассмотрим те родительские стратегии, которые являются неправильными в  воспитании.

Воспитание по типу неприятия (у родителей отсутствует любовь к детям).

Так как не любить своего ребенка неестественно и признаться в себе в этом  невозможно, то этот факт обычно вытесняется (вытеснение — это механизм психологической защиты, когда неприятные для индивида мысли, переживания «выгоняются» из сознания и переходят в сферу подсознания). Неприятие может быть первичным и вторичным.

Первичное обусловлено тем, что ребенок был нежелательным, или желание иметь ребенка деформируется на фоне осложнений во время беременности или родов.

Вторичное неприятие возникает после рождения ребенка вследствие того, что он не того пола, как ожидали, не похож на отца (мать), родился с физическими недостатками.

Характерные признаки данного типа семьи: чересчур строгое обращение с ребенком, применение жестких мер наказания, протестующее отношение к ребенку, минимальное количество внимания к ребенку со стороны родителей.

Последствия: отторжение родителями ребенка приводит к отторжению к родителям с его стороны, то есть возникает взаимное отчуждение. Это формирует у ребенка  заниженную самооценку, ребенок не верит в свои силы и возможности, увеличивается риск деструктивного поведения с самим собой и с другими людьми.

Гиперсоциальный тип.

Родители хотят иметь ребенка, но это не искреннее желание, а стремление быть такими же как все. В таких семьях воспитание становится четким выполнением инструкций: кормление дозированное и только в определенное время, на руки ребенка не берут, детские потребности игнорируются, навязывается воля взрослых. В такой семье все строго урегулированно, разделено на черное и белое, развита пунктуальность в крайних формах. Ребенок будто запрограммирован, как робот, автоматический исполнитель. Оценки в школе становятся для него самоцелью. Главный мотив учебы- заслужить одобрение со стороны учителей и родителей. Любая ошибка воспринимается болезненно.

Последствия: требования родителей для ребенка становятся непосильными, не соответствуют его возможностям. Желание угодить другим зарождает страх перед  любыми трудностями и неудачами. За внешним спокойствием скрывается тревога, на фоне которой развивается неуверенность, негативное самовосприятие. Результат — социальная отчужденность, ребенок переживает наедине  все свои проблемы и неудачи.

Тревожно-предупредительный тип.

С момента рождения ребенка у родителей появляется  сильное чувство тревоги, которое усиливается с возрастом. Любовь к ребенку становится страхом потерять его. Ребенку внушают, что его всюду подстерегают опасности, поэтому родители и запрещают ему играть с другими детьми  и не выпускают на улицу, оберегают от неправильных движений и действий на каждом шагу.

Последствия: излишний страх за ребенка становится причиной того, что он становится тревожным, запуганным. Такой ребенок не может наладить контакт со сверстниками, с трудом приспосабливается к новым условиям, с недоверием и страхом относится ко всему новому и незнакомому.

В будущем постоянное сдерживание, ограничение какой-либо активности, необходимость взвешивать каждое действие способствуют возникновению чрезмерного самоконтроля, «самокопания», чувства неудовлетворенности собой Формируется заниженная самооценка как стойкая личностная структура.

Эгоцентричный тип характеризуется навязыванием ребенку мысли о том, что он необыкновенный, исключительный.

Постоянное восхищение надуманными талантами и преувеличение его способностей. Обязанности ребенка сводят к минимуму, а его права — не ограничивают. Взрослые приносят себя в жертву своему ребенку и постоянно удовлетворяют его малейшие желания. Режим и дисциплина отсутствуют. Он всегда претендует быть в центре внимания, вызывать общее восхищение, а когда этого нет — устраивает истерики.

Последствия: в характере ребенка начинают развиваться и укореняться эгоистические наклонности,  завышается самооценка. Не приученный принимать интересы других, он агрессивно воспринимает  любые препятствия. В обществе сверстников такого ребенка не принимают, так как его стремление быть лидером ничем не обосновано. Непризнание ребенка своими сверстниками ломает его, рушится миф, что он исключителен. На смену самоуверенности приходит неуверенность, нерешительность, неумение постоять за себя. Появляется душевный дискомфорт, который  обостряет чувство безысходности, делая его нелюдимым, одиноким или у него закрепляется  агрессивность, как черта характера.

Все описанные типы неправильного воспитания имеют свою специфику, но последствия воспитательных стратегий идентичны.

Из-за своей неуверенности человек с заниженной самооценкой постоянно ожидает от окружающих унижения, обмана, насмешки, обиды. Его низкая самооценка порождает постоянный страх , что является неизменным спутником недоверия и одиночества.

Специалистами-психологами, психотерапевтами, педагогами определены универсальные приемы, которые должны лежать в основе разумного воспитания:

Принятие ребенка таким, каков он есть.
Усовершенствование системы поощрений и наказаний.
Налаживание субъект — субъектных взаимоотношений в подсистеме «родители-дети».

Термин «принятие» введен в практику воспитания американским психотерапевтом XX века Карлом Роджерсом. Он трактует принятие, как абсолютно позитивное отношение к ребенку независимо от того, радует ли он взрослых в данный момент. Но,абсолютное принятие не означает, что взрослые должны одобрять или прощать все, что ребенок делает или говорит. Оптимальная родительская стратегия: «Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь — плохо, поэтому лучше не делай так…»

В такой атмосфере, где без оценивания принимаются любые индивидуальные отличия ребенка, где любовь и благосклонность выражают открыто, где ошибки помогают приобрести новый опыт, где   открытое и доверительное общение, где личная ответственность и честность являются обязательными составляющими взаимоотношений, формируется чувство самоценности у каждого члена семьи.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая. Так малыш учится понимать, как ему не следует поступать. Такое обучение позволяет активировать множество механизмов: восприятие словесных указаний родителей, копирование их поведения, сравнение их с поведением других людей. Со временем ребенок начинает распознавать разные типы поведения, учится предусматривать реакцию родителей на свои поступки, складывается его представление о том, что и как надо делать, чтобы его похвалили, а за что могут наказать.

Одобрение правильного поведения ребенка важнее для  развития его личности, чем осуждение. Практикой доказано, что неумелая похвала может причинить ребенку непоправимый вред, между тем, как умелое наказание может быть чрезвычайно полезным. Правило, которым должны пользоваться родители, поощряя или осуждая ребенка состоит в том, что оценивать следует только дела и поступки ребенка, а не его самого.

Владимир Леви — известный психотерапевт, выделил семь правил, которым необходимо следовать, чтобы наказание было продуктивным, а не разрушительным:

Наказывайте ребенка без вредя для здоровья — как физического, так и психического.
Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать, — не наказывайте.
За один раз — только одно наказание («салат из наказаний» — дело не для детской души).
Лучше не наказать вообще, чем наказывать позже.
Наказан — прощен. (О старых промахах не вспоминайте. Не мешайте ребенку начинать жизнь сначала).
Наказывайте без унижения. (Ребенок не должен воспринимать наказание  как торжество вашей силы над его слабостью).
Ребенок должен бояться не родительского наказания, а того, что он может причинить своими словами, действиями и даже намерениями  боль кому-то,

Качество взаимоотношений в системе «родители-дети» зависит не от того, как часто взрослые хвалят или порицают ребенка, но  и в этом тоже должен быть определенный баланс, и в первую очередь от того, как они это делают. Чрезмерно увлекаясь разными методами воспитания, родители часто воспринимают своего ребенка как собственность. Такие родители превращаются из лидеров-наставников в авторитарных руководителей, лишая ребенка права выбора и голоса, что наносит разрушительный удар по его личностному развитию и самооценке.

Психологи рекомендуют рассматривать воспитание не как односторонне направленное влияние, а как двусторонний процесс, где ребенок — не только объект воспитания, а и активный его участник.

Родители должны быть внимательными и очень чуткими к реакциям, словам, поступкам своих детей. Очень часто сын или дочь в непрямой форме дают понять взрослым об их ошибках и упущениях. Способность услышать и понять ребенка является своеобразным мостиком между воспитателями и воспитанниками.

Родители — это учителя в самой важной школе на свете — школе становления личности. Здесь нет каникул и выходных, им приходится выполнять свои обязанности 24 часа в сутки, 365 дней в году.