28.08.2019

Путешествия с детьми в радость

Лето…Это солнце, речка или море. Это дача и хождение босиком по шелковистой траве или тёплому песку. Это море ягод и букеты полевых цветов. А ещё лето – это дорога. Ведь именно в это время мы чаще всего путешествуем.

Дорога весьма утомительна и для водителя, и для пассажиров. Особенно, если эти пассажиры – дети, а ехать достаточно долго. Как же быть? Неужели нужно отказываться от поездок? Конечно же, нет! Ведь любую, даже самую дальнюю поездку (на автомобиле, поезде или самолёте) можно (и нужно!) сделать увлекательной и незабываемой. С чего же начать? И как это сделать? Давайте разбираться вместе.

Для начала необходимо собрать чемоданы. Взрослые отвечают за вещи – свои и детские, аптечку, документы. А ребёнку, начиная с 2.5-3 лет, можно поручить собрать свой чемоданчик с игрушками. Это прекрасный воспитательный момент. Детям важно, чтобы их воспринимали как равных, им важно быть нужными и полезными. Так дети учатся ответственности, самостоятельности и работе в команде, пусть пока только в кругу семьи. «Но ведь ребёнок может собрать столько, что не поместиться даже в самую огромную сумку?!» — скажете вы. Потому, чтобы подобного не произошло, взрослые помогают советом: берём лёгкие и маленькие игрушки, ведь свой рюкзак ты несёшь сам. Дети постарше вполне могут написать свой список и обсудить его с вами. Главное, быть чутким, контролируя процесс.

Чем же занять ребёнка в дороге?

  1. Книги. Это могут быть любимые сказки или новые книги, энциклопедии или детские путеводители с яркими картинками по месту, куда лежит путь.
  2. Гаджеты. Электронные книги, планшеты, мобильные телефоны, ноутбуки… Всё это, безусловно, поможет занять ребёнка на какое-то время. Можно смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, играть в интересные развивающие игры. НО! Помните, что гаджеты не заменят живого общения! Да и польза для здоровья сомнительна.
  3. Всё для творчества. Альбомы, блокноты, карандаши, цветные ручки и маркеры, раскраски, альбомы с наклейками – минимум места в рюкзаке, максимум полезности.
  4. Игрушки и игры. Выбор за детьми. Но стоит проконтролировать габариты. Лучше всего подойдут куклы с одёжкой, посудкой, наборы зверушек, маленьких машинок. Ну и конечно не забудьте что-то новенькое! Ведь, как известно, новая игрушка способна увлечь ребёнка надолго.

Настольные игры, пазлы, лото, шашки/нарды на магнитах, карточки с развивающими заданиями, где можно писать и стирать – просто незаменимы.

  1. Устные игры и развлечения. Понятно, что взять с собой всё нельзя. А то, что взяли, может быстро наскучить. Чередование разных видов деятельности – отличный выход. Например, смотрим мультфильм/играем в устную игру/складываем пазлы/поём/рисуем/играем игрушками. И разнообразие досуга деток, и возможность родителям периодически отдохнуть и насладиться видами за окном.

Устные игры имеют одно преимущество: они не занимают место в сумке, их количество неограниченно. Была бы фантазия – и играть в них можно, используя подручные средства, импровизируя снова и снова.

Предлагаем вашему вниманию подборку из нескольких игр, которые разнообразят ваше времяпрепровождение в дороге и не только.

  1. Цепочка слов. Новое слово начинается на букву, которой заканчивается предыдущее. Расширяем словарный запас и развиваем фонематический слух. Можно играть с 4 лет, когда дети могут выделять первый и последний звуки в словах и начинают интересоваться звуками и буквами.

Например: молокО – ОчкИ – ИглА – АвтобуС – СыР –РыбаК…

  1. Ассоциации. Игра для всех возрастов. Развиваем мышление и внимание. Называем любое слово, следующий игрок говорит слово-ассоциацию и т.д. Порой ассоциативный ряд получается весьма неожиданным и интересным.

Например: лето – отдых – море – дельфин – рыба – удочка – река…

  1. Угадай-ка. Загадайте предмет, выбирая из того, что вас окружает. Участники задают вопросы, пытаясь отгадать задуманное. Отвечаем только «да» или «нет».

Например: загадали «стол». Диалог: это живое? – нет. Это деревянное? – да. Это квадратное? – да. На нем сидят? – нет. На него можно что-то поставить? – да. Это стол? – да.

Возможен вариант: нужно отгадать задуманное слово по подсказкам -характеристикам. Например: это круглое, жёлтое, яркое, палящее, знойное, лучистое; светит, греет… — Это солнце!

  1. Кто я? Один участник должен угадать, кто он, задавая наводящие вопросы.

Например: я живой? – нет. Животное? — Да. Домашнее животное? – да. Я люблю ловить мышей? – да. Я кот? Да.

  1. Четвёртый лишний? Игра на классификацию и логику. Подходит для детей с 3 лет. С возрастом сложность заданий усиливается.

Например: яблоко, груша, капуста, банан – лишняя капуста, потому что это овощ, остальное фрукт. – Это для деток помладше.

Самолёт, стрекоза, вертолёт, ракета. Лишняя стрекоза, потому что это насекомое, остальное воздушный транспорт. Общее у них то, что всё летает. – Это для детей постарше.

  1. Я знаю пять… Знакомая всем игра с мячом, но в дороге мяч меняем на …хлопки. С 2-3 лет.

Я знаю 5…фруктов, цветов, городов, имён, музыкальных инструментов и т.д.

  1. Скажи наоборот. Лет с 3-4 вполне можно начинать. Деткам помладше подбирать знакомые понятия: слон большой – мышка…маленькая; арбуз тяжёлый – перо…лёгкое…

Детям постарше и понятия потруднее: узкий – широкий, высоко – низко; человек толстый – человек худой, книга толстая – тетрадь тонкая…

  1. Я вижу что-то…Отличная игра, способствующая развитию наблюдательности и внимательности.

— Я вижу кого-то, кто даёт молоко. – Это корова.

— Я вижу что-то маленькое, круглое, пришитое к одежде. – Это пуговица.

  1. Съедобное – несъедобное. Всеми любимая игра. Заменяем мяч другими действиями: съедобное – гладим себя по животу, нет – хлопаем или топаем.
  2. Что поместиться в коробку? Вариантов игры много:

— складываем только круглые  предметы (мяч, пуговица, глобус…)

— только предметы на букву А(арбуз, абрикос, альбом…)

— или всё зелёное (ящерица, горох, огурец, листок…)

Учим ребёнка мыслить нестандартно и широко.

Кроме этого можно:

— играть в фанты, выполняя весёлые задания;

— смотреть на облака, предлагая свои варианты, на что они похожи;

— считать всё, что видим за окном: деревья, машины определённого цвета, столбы, дома с каким-то признаком, коров и т.д.

— делать фото и снимать видео.

— петь любимые песни и переделывать их.

— играть в «Море волнуется раз», «Крокодила», «Морской бой» или «Крестики-нолики».

Помните, что детям желательно давать возможность походить, попрыгать, побегать. Меняйте деятельность, советуйтесь с ребёнком. И тогда ваши поездки будут в радость!

Кобзарь Ольга Александровна