Разностороннее развитие дошкольников через театрализованную деятельность
Разностороннее развитие дошкольников через театрализованную деятельность
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления.
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, про драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер).
Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы.
Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление — это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Одним из средств разностороннего развития детей дошкольного возраста является музыкально-театрализованная деятельность. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки. Умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Совершенствуется речь, ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Занятия театрализованной деятельностью развивают у детей музыкально-художественный вкус, эмоциональную отзывчивость.
В коллективных играх, плясках, в развлечениях, в самостоятельной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре – у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, умение договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение договариваться при распределении ролей. Дети совместно готовят атрибуты для музыкального спектакля, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного и трудового воспитания. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Старший воспитатель Масалова Ольга Викторовна