Художественно-речевая деятельность. Ее влияние на эмоциональную сферу личности. (из опыта работы Беляевой Н.А)
Нет никакого сомнения, что художественно речевая деятельность влияет на эмоциональную сферу личности.
В базовой программе развития ребёнка дошкольного возраста «Я у Світі» говорится: « Раньше в лексике воспитателя, музыкального руководителя отсутствовали понятия «философия жизни», «картина мира», «я и мир», «мировидение», «внутренняя жизнь», «душевное состояние» и другое, а также и не использовались методы воспитания осознанной личности».
В практике работы музыкальный руководитель может использовать разные формы работы (коллективные ,групповые, индивидуальные) и приёмы, такие как:
— упражнения («сосредотачиваемся на своих мыслях», «учимся выражать мысли словами, рисовать их, придумывать про них стихотворения, песенки, попевки, гордиться ими, высмеивать хитрые, критиковать неудачные, радоваться добрым и так далее).
Когда я, как наставник, занималась с Анечкой Сидоренко, у девочки каждый день рождалась новая песенка, в которую она вкладывала свои мысли (грустные и весёлые), и поэтому песни получались разные по характеру.
Когда мы разучивали с Аделькой, Максимом, Валентином «Песенку о дружбе наставника с ребятами», я спросила: «Ребята, подумайте и скажите, для чего вам друзья?» и «Кто ваши друзья и почему?» Валик Жилкин ответил, что его друг –Лиза, потому что она не считает его плохим. Затем мы вспомнили, как Валя защищался на проектно-исследовательской деятельности. Валюша смело отвечал на вопросы, показывал свои знания. И в конце беседы Адель и Аня, а также Настя захотели дружить с Валентином. После беседы ребята быстро выучили «песню о дружбе», ибо были затронуты «струны» их души!
В конце учебного года мы разучивали со старшими группами песни «До свиданья детский сад «Декарт», «Благодарность моя» и другие (авторы: преподаватель этикета Мирошниченко И.В и я Беляева Н.А). И тут же была затронута тема: «Каким ты будешь в школьные годы?», «Важные события твоего прошлого, связанного с «Декартом», «Будешь ли ты вспоминать и навещать детский сад и почему?» и когда мы начали петь эти песни, слёзки навернулись на глаза деток. Ребятам жаль расставаться с «Декартом», — это был ответ на эмоциональном уровне.
Музыкальные занятия у меня начинаются с музыкального приветствия. Я вижу, что когда ребята приветствуют меня, перевоплощаясь в кошечек, собачек, лягушек, лошадок, овечек, их глазки загораются задором, радостью и интересом, и в маленькой распевочке «мяу-мяу-мяу» слышится большая радость.
Когда приближаются праздники Рождество и Пасха, прежде чем разучить «Колядку», «Щедрівку» или «Детскую молитву», в беседе можно затронуть такие вопросы : «Кто такой, Бог?» , «Ты доволен своей жизнью?», «Что такое Душа»?» и тогда после беседы песенка «Дитяча молитва» приобретает особый смысл:
«Пошли нам, Боже, маленьким дітям
Щастя, здоров я на довгі літа,
Щоб виростали розумні і сильні-
Душею чисті і серцем вільні.
Щоб нам світила зіронька волі,
Щоб мі не знали лиха ніколи,
Щоб Україна цвіла-розквітала,
Щоб слава про неї по світу лунала.»
Разучивая эту песню, развивается и работает детская Душа.
В программе «Я у Світі» есть «высказывания, которые формируют позитивные установки». Одна из них – это «завести привычку улыбаться». Перед тем, как учить, например песню «Улыбка» В.Шаинского (или любую другую весёлую, радостную песенку), можно рассказать детям о тренинге, который проходит в Тибете человек, желающий стать настоящим Учителем.
Ему поручает Лама (служитель Монастыря) взять кувшин и, пройдя по горным тропам несколько километров к горному ручью, набрать родниковой воды, а затем вернуться.
И всё это человек должен проделать с улыбкой на устах. Не каждый может выдержать это испытание, т.к по ауре (биополю) видно, что человек не улыбался. Оказывается, когда мы думаем о хорошем, поем замечательные песни, улыбаемся и радуемся, наша аура очищается и приобретает светлые оттенки.
Итак, чтобы мы не разучивали с ребятами, будь то хоровод «Весна-красна вже прийшла», считалки, дразнилки, загадки- песни, скороговорки, колыбельные, украинские песенки или песни на тему «зимы», «весны», «дружбы», «любви», «школы» и другие – всегда затрагивается эмоциональная сфера личности, т.к художественно-речевая деятельность влияет на эмоции деток.
Беляева Наталья Анатольевна.